Артур Хачатрян (a_khachatur) wrote,
Артур Хачатрян
a_khachatur

Category:

Раскрытие темы. Избранные ссылки

Здесь будет раскрыта заголовок моего ЖЖ - это сообщение будет всегда прикреплено кверху, будет периодически редактироваться, отражая мои представления о степени его удачности, и всегда будет иметь номер его текущей версии и дату редактирования.

Когда нибудь этот документ станет гораздо лаконичнее и пафоснее, а сейчас согласно традиции у нас ранняя преальфа, в соответствии с правилом - выпускайте рано, выпускайте чаще.

версия 0.1. 12 февраля 02.05
Введение


Для раскрытия девиза блога в качестве основного инструмента будем исходить из работы Петрова М.К. "Язык. Знак. Культура." [1], и потому нам придётся лапидарно объяснять её основные понятия.


Социологический актуализм и человек.

Субъект и объект



В рамках обычной логики социологических исследований Запада человек предстаёт как объект, т.е исследуются закономерные черты, всегда присущие всем людям, исследуется человеческая реакция на некоторые типичные ситуации общественной жизни, оставляя нераскрытой субъктную часть человеческой природы.

в качестве описания субъектности Петров выбрал процессы обучения, создания и поддержания знаний в актуальном состоянии, вводя эти процессы в процесс воспроизводства жизни. Благодаря такому пониманию субъектности, в рамках общего процесса воспроизводства жизни возникает необходимость исследования и процесса восспроизводства субъектности, именно того, что создаёт основу человеческой личности. И поэтому человеческая жизнь естественным образом распадается на две сферы - на унаследованую живущим поколением "суммы обстоятельств", которое является творением предыдущих поколений ( в виде структурно оформленного опыта предшественников) - и преобразования этой суммы в процессе практики живущего поколения.

После получения двухчастичной модели естественным образом возникает необходимость использования знака в качестве механизма структурирования и передачи опыта предшествующих поколений, который становится новой частью обоих сторон жизни человека. Однако наличная сумма обстоятельств не может выражаться только в знаковых формах, она должна выражаться через две взаимосвязанные формы - знак и деятельность. Фактически вся активность в знаковой сфере классифицируется как сфера общения, для подчёркивания характерных особенностей этой формы активности, отличающей её от активности в материальной сфере, имеющих принципиальное значение для активности в знаковой сфере. С знаком связывается организация всей необходимой инфраструктуры для передачи знания, а с деятельностью некая плохо формализованная индивидуальная активность людей, носящая на себе всевозможные отпечатки конкретных обстоятельств.


Для описания инфраструктуры, необходимой для создания и выражения в знаковой форме всей суммы наличных обстоятельств и организации передачи опыта предшествующих поколений вводятся понятия фрагмент знания и интерьер. Прежде чем перейти к этим понятиям, надо понять основные ограничения возникающие при работе с знаковыми данными, не представляющими затруднений для их интерпретации в ИТ, предоставим слово самому автор.

"Индивид конечен не только как существо смертное и проходящее неравноценные в "терминах социальной пользы периоды жизни, но и как существо, имеющее физические и ментальные ограничения. И поскольку объем социально необходимого корпуса знания и соответствующей ему деятельности всегда превышает возможности отдельно взятого индивида – его физическую и ментальную "вместимость", корпус знания необходимо фрагментировать, иссекать по контурам вместимости индивидов в посильные для них части, а также интегрировать эти части в целостность корпуса знания. Именно фрагментация и интеграция, принятый в данном обществе способ фрагментации и интеграции знания определяют структурные контуры культурного типа, возможные для данного типа способы познания мира и изменения суммы обстоятельств".

Именно понятия фрагмента знания и интерьера являются наиболее интересными с точки зрения ИТ, так как они описывают всю необходимую инфраструктуру для процессов интерпретации знаков, их трансляции в некие инструкции для среды исполнения.

Для описания базовых режимов процесса общения вводятся понятия коммуникации, трансляции (обучение) и трансмутации (создание нового знания)

Нам остался только один шаг для перехода к самой интересной части рассмотрения того, как выглядит мир с точки зрения ИТ.

Прежде чем его сделать, надо вспомнить важное положение, которое всегда упускается из виду - человеческий язык является объектом и субъектом социальных процессов, а не только логических процессов в культуре, язык это не только способ выражения мыслей и абстракций, это так же нечто погружённое в самую глубину социальных процессов.


Если исходить из того, что матрица фрагментировавания корпуса социально необходимой деятельности действительно существует в отчуждаемой от индивидов знаковой форме [социокода], то можно заметить, что прежде всего в этом факте скрыто содержится утверждение, что каждая клеточка или ячейка матрицы суть адрес распределения закодированной в знаке деятельности, причем адрес, ограниченный "вместимостью" среднего индивида – средними значениями ментальных и физических возможностей человека. В попытках идентифицировать такие знаки – индивидуализирующие адреса распределения – мы сразу же наталкиваемся на институт имен, и если знаковое кодирование социальности мы принимаем совечным обществу, то эту же характеристику причастности к вечному мы должны приписать и именам – индивидуализирующим адресам распределения социально необходимой деятельности, фрагментированной по контурам сил и возможностей индивидов.

Присутствие в социальном кодировании и в человеческом общении имен – индивидуализирующих адресов может, по нашему мнению, рассматриваться как отличительный признак человеческого общения.

Лично-именное кодирование

Лично-именной социокод ближе всего к той исходной схеме социального кодирования, о которой мы говорили как о минимальных условиях социогенеза и в основе которой лежит имя-адрес, оно же – ячейка матрицы фрагментирования, оно же – знак, включающий индивида в социальность. Социокоды этого типа встречаются в охотничьих "племенных" или "первобытных" обществах.

Отличительная особенность этих социокодов – наличие в них конечной по числу группы вечных взрослых или "охотничьих" имен, в которые распределены частные подпрограммы действий в типизированных ситуациях коллективного действия. Эти типизированные ситуации коллективного действия (прежде других охота на крупных животных, а затем социальные ритуалы) несут функцию интеграторов социокода, т. е. имена, в каждом из которых может в данный момент присутствовать только один смертный индивид, интегрируются в матрицу фрагментирования по сопряжению, контакту с другими именами в актах коллективного действия, не требуют надстройки всеобщего, каких-либо дополнительных интегрирующих оснований, кроме, говоря терминами Леви-Брюля, «сопричастия», задействованности в некотором числе коллективных предприятий, где у него свои особые маневры, сопряженные с особыми же маневрами других индивидов.

Взрослые имена не покидают горизонта социальной эмпирии, т. е. введенный в имя индивид попросту "растворяется" в тексте этого имени, отождествляя себя со всеми прежними его носителями и принимая на себя, как свои собственные, все роли, подвиги и нормы поведения в типизированных ситуациях коллективного действия, которые содержатся в тексте, привязанном к данному имени.


Ясно, что носить взрослое охотничье имя не по силам ни ребенку, ни старику, поэтому человек в лично-именном социуме "трижды рождается" для общества: как ребенок, как взрослый и как старик, получая в каждом таком акте особые имена. В акте посвящения – центральном акте трансляции, который оснащен достаточно действенной и далеко не всегда безболезненной мнемотехникой,– индивида программируют в его социальные роли и обязанности, вводя в него текст имени.

Взрослые охотничьи имена образуют золотой знаковый фонд таких обществ, и, судя по жалобам исследователей, эти имена ревниво оберегаются от чужого глаза и уха.

Есть и множество других "оболочек" вокруг взрослых имен как знакового ядра социальности: большинство обрядов и ритуалов таких обществ обнаруживают отчетливую "центростремительность", направленную на имена и особенно на интеграционные узлы связи имен в целостность – на коллективные действия, которые бесконечно воспроизводятся, отрабатываются в имитациях-тренировках типа танца, ритуализированной игры, действа.

-Брюль [27, с. 30, 95-119] приводит множество свидетельств особого положения имен, их вечности, преемственности, хотя и не подчеркивает социально трансляционную их природу. трансляционная функция имен в его описаниях настолько прозрачна, что лишь плотными шорами парадигматизма можно объяснить тот факт, что он не выделяет эту функцию в центральную.

социокоды этого типа древнейшие, что они не используют письменной речи, ограничиваясь возможностями человеческой памяти для хранения и трансляции знания, свидетельствует в пользу большей мобильности и меньшей инерционности социокода этого первичного типа по сравнению с нашим социокодом.

Вот мы и получили всю необходимую нам сумму информации и понятий. По современным научным представлениям, содержимое ДНК клетки человека, как впрочем и любой клетки, содержит лишь описание около 50 000 белков, которых по их функции в организме с полным основанием можно сопоставить компьютерным программам. Аналогия с обществами, подчиняющимися лично-именно кодированию, которое тоже сводится к полному списку социальных ролей, вполне очевидна. Отличие только в том, что в ДНК нет описания функции белка, только закодировано его производство. А в обществах с лично-именным кодированием наряду с этим содержится так же и описание функции, которую выполняет носитель имени/функции.

Нетрудно заметить, что полным аналогом такого процесса является компьютер - в котором мы имеем дело с полным набором программ, их компиляцией и описанием. Так что при небольших усилиях из какого нибудь мегакластера ТОП 500 можно вполне сотворить функциональный аналог организма - надо лишь подобрать размер и правильные соединения компьютеров друг с другом :-)

[1] Петров М.К "Язык.Знак.Культура"


Ниже будут идти просто ссылки на представляющимися мне важными статьи

[2] М.Элиаде и Р.Барт о двух сторонах мифа.  М.Элиаде как сторонник теории пассионарности

[3] Почему при принятии христианства в Армении была уничтоженна вся литература на армянском языке

[4] "Евангелие от Мовсеса" или Самый Ветхий Завет

А дальше будут ссылки на мои оригинальные сообщения/статьи в блоге, в хронологическом порядке

1   О чём на самом деле говорил Путин в Берлине 28 ноября 2010

2   Поговорим о распаде СССР на языке физики 25 мая 2011

3   Ах вот ты какой конец света 27 мая 2011

4   ненужная система образования с ненужными преподавателями 7 февраля 2012

5   Как сильно мы зависим от свой истории 9 марта 2012

6   Окончание самого решительного наката на русскую армию 8 ноября 2012

7   Богданов единый опыт и Е.А.Торчинов 14 декабря 2012

8   Две стороны мифа - М.Элиаде и Р.Барт . Гражданская нация как циничная насмешка над патриотизмом 17 декабря 2012

9   Понятие антропологической модели человека - ключ к пониманию работ А.Зиновьева и Л.Гумилёва 4 января 2013

10 Существует ли солидарность традиционного общества ? 4 января 2013

11 Две стороны мифа - М.Элиаде и Р.Барт. М.Элиаде о пассионарных людях 4 января 2013

12 Загадки армянской истории-1. Урарту с точки зрения современного обществоведения (Анализ мифа о происхождении армянского народа -I) 13 мая 2013

13 Кургинян армянские политологи и армянская мечта 3 июня 2013

14 Наука как институт глобализации 5 июля 2013

15 Загадки армянской истории-2. Уничтожение всей литературы на армянском языке при христианизации     Апрель 3th, 2016

16 Судьба Трампа как повторение судьбы римских братьев Гракхов      October 14th, 2017

17 о репрессиях и свободе 

18 В Армении, наконец, наступил 1991г

19 Когда в пубдоме падают доходы, то обычно меняют работниц

20 Причины и уроки революции - Часть 1
21 Причины и уроки революции - Часть 2

22 100 лет спустя мы снова вляпались. Грядёт Московский Договор -2 ?       September 4th, 2019

23 Платон и Аристотель - 1. Классовая борьба
24 Платон и Аристотель - 2. Выше чем наука
25 Платон и Аристотель - 3. Проекты
26 Платон и Аристотель - 4. Архимед                               September 5th, 2019

27 Начало начал. Сотворение мира по европейски. Спарта    September 24th, 2019
12 Анализ мифа о происхождении армянского народа -I 13 мая 2013
28 Анализ мифа о происхождении армянского народа - III    November 11th, 2019
29 Где похоронены библейские патриархи, от Адама, до Ноя    April 3rd, 2020

30 "Евангелие от Мовсеса Хоренаци" или Самый Ветхий Завет-I    August 23rd, 2019
31 Книга Еноха или Самый Ветких Завет II   April 20td, 2020
32 Ещё один порвался...снова    July 22nd, 2020
33 Россия решила создать свою правильную армянскую нацию ?   July 28td, 2020
34 Рецепт составного учёного из Византии   September 4td, 2020



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments