Артур Хачатрян (a_khachatur) wrote,
Артур Хачатрян
a_khachatur

Categories:

Учебник армяно-русских отношений - II. Философия

Может ли быть другая модель отношений ?


Изложенная в предыдущих статьях модель отношений является следствием цикла рождения и смерти РТЗ (российская технологическая зона - экономическая зона влияния России) и следствием зависимости РТЗ в духовной сфере от Запада, и она не может быть изменена без решения обоих проблем. Это совершенно точный и исчерпывающий ответ, т.к нет никакого смысла давать из Армении советы руководству великой державы как ему исправлять дефекты устройства собственной страны.

Культурный и духовной контекст в мире

Обдумывание всего материала с размышлением о возможных вариантах развития событий вывело автора на проблемы совершенно иного масштаба - тотальная деградация интеллектуальных и духовных навыков населения во всём мире из-за деградации религиозных институтов и связанных с ними социальных практик, вырабатывающих множество полезных прикладных навыков у населения. Дело в том, что религия от философии отличается только тем, что имеет огромный пакет прикладных теорий и технологий во всех областях жизни / всех сферах деятельности человека, призванных облегчать или делать возможным для него жизнь в соответствии с предписаниями и целями религии. Это слегкая перефразированная точка зрения Е.А.Торчинова на религию и на то, чем она отличается от философии.

В соответствии с масштабом и глобальной, а значит и личной значимостью дальнейшего материала для каждого человека, изложение от нейтрального и обезличенного "автора" перестаёт быть адекватным и будет происходить от первого лица.

У меня нет цели сделать атеиста верующим человеком после прочтения пары абзацев, которые я напишу. И у меня нет цели написать работу по философии или богословию, эта часть получила своё название от предмета, от основной проблемы которая в ней рассматривается. В некотором смысле можно даже сказать, наоборот, я  буду стараться максимально доступным языком показать предмет, о котором идёт речь. Сложные вопросы невозможно излагать просто и не выбросить при этом множество важных для существа дела подробностей. Поэтому оставляется абсолютный минимум того, что позволяет проиллюстрировать суть вопроса. Однако сложность остаётся и никуда не девается, сложный вопрос остаётся сложным, его можно понять только напрягаясь.
При всей своей максимальной сложности, философия это не умовыносящее заумствование, она является неразрывной частью жизни и в основе своей она просто дана нам в ощущениях и потому о этих основах можно говорить на разных языках. Я постараюсь обрисовать проблематику, которая меня интересует с максимально технократических позиций - физика и математика это единственные дисциплины, конкурирующие с философией по степени своей абстрактности, кроме того, благодаря им сегодня многие стороны нашей жизни настолько сложны, хотя мы этого уже и не осознаём, что вполне способны служить иллюстрациями к сложным вопросам. Вот поэтому я думаю, что такой язык сегодня это наиболее реальный вариант объяснить суть дела для максимально широкому кругу людей - насколько вообще людей может заинтересовать такой вопрос.

Дороги которыми нас направляют

Человек, и созданный им вокруг себя мир настолько сложны, что очень не просто выбрать подходящую модель для описания, тем более если собираешься говорить о самой сложной стороне жизни человека - о религии и её связи с человеком. К счастью, в истории всегда хватало умных людей, и все главные вопросы давно решены, надо лишь следовать тем путём, который для нас проложили предшественники. Эта дорога привела нас к указателю, который направлен вверх, вниз, влево, вправо, на всё, что угодно, т.к подходящая для наших целей модель называется пространством.

Первое впечатление, возникающее, когда смотришь на этот указатель, что он связан с М.Элиаде и его определением религии - разделение картины мира на сакральное и профанное пространства. На самом деле, не М.Элиаде является автором этой модели, он лишь её интерпретатор, который своими энциклопедическими знаниями просто придал этой модели статус научной. В её основе лежат мысли совершенно иного человека, высказанные за пару тысяч лет до нашего рождения. Хоть теория цивилизаций основанная на определение религии по М.Элиаде и является выдающимся интеллектуальным достижением человечества, но в рамках вопроса, который нас интересует, она недостаточно универсальна, к нашему указателю на пространство мы подошли согласно другой воле и другому интеллекту - несравнимо более могучему. Об этом будет немного ниже, в следующем разделе. А пока нам надо осмотреться.

Все знают, что наше пространство трёхмерно. Лет сто назад физики нашли способ добавить к нему ещё и время и получить правильное научное описание всех физических событий в четырёхмерном пространстве. Увеличение размерности пространства на одну единицу стало целой революцией в физике, не отменённой и сегодня. Но с точки зрения математики пространства, в которых можно ввести расстояние, являются только частным случаем топологических пространств в которых всё может быть иначе. Эти пространства в математике задаются прямым перечислением множеств и способов связи между ними - скажем это множество включает в себя вон то, а некоторое другое множество включает в себя это.

Т.о, с точки зрения математики способ связи (а в нашей реальности - канал связи) важнее чем расстояние, а дополнительный канал связи даёт больше возможностей, чем новое измерение (но я, в дальнейшем, для простоты и наглядности буду приравнивать эти качества). Обычный бытовой пример - компьютер, с подключением к сети это совсем не то, что компьютер без такого подключения. Скажем современные дети если на минуту выпадают из интернета, т.е их телефон (а по сути мобильный компьютер), становится автономным, сразу впадают в панику. В рамках нашей аналогии, компьютер без подключения к сети можно считать одномерным, а компьютер с подключением к сети - двумерным. Но хитрость в том, что способы связи бывают разные - просто увидеть соседний компьютер это хорошо, но можно и увидеть интернет - а это уже вообще здорово. Потому компьютер с подключением к интернету это уже трёхмерный компьютер.

Вообще, топология очень важный раздел математики из которого следует много важных выводов, например, знаменитую теорему Ферма доказали, доказав теорему в топологии, а теорема Ферма явилась следствием этой теоремы. Для дальнейшего изложения важно запомнить одно, с точки зрения математики, способ связи является более важным качеством, чем новое измерение пространства. Конечно, всё не так просто, как было здесь изложено и требуется соблюдение дополнительных условий, но мы будем считать, что в интересующих нас случаях эти условия соблюдаются.

Итак, к этому моменту, надеюсь все уже поняли, что дорога, это по сути своей такой же канал связи, только всамделишный, а не информационно-виртуальный. И тогда наш заголовок получает альтернативное прочтение, осовремененное - каналы, к которым нас подключают !

Многомерный человек

Всё сказанное в полном смысле слова относится к людям. Религии считают человека по своему существу, по своей природе многомерным существом, а материализм и атеисты считают его одномерным существом, которому надо приделать разные костыли в виде телефонов, что бы придать ему некоторые качества двухмерности.

Был такой замечательный человек примерно две с половиной тысячи лет назад - Платон, который высказал множество замечательных идей - например, в своём учебнике о том, как, почему, и на каких принципах должно быть построено оптимально устроенное, т.е правильное государство, говорил о том, что в таком государстве не должно быть частной собственности. А ещё он говорил, что человеческие мысли и знания, которые нам приходят в голову, приходят к нам откуда из другого места, в котором они существуют в своём полном и не урезанном виде, а к нам, в силу разных причин - скажем узкий канал связи с большой латентностью и зашумлённостью, слабостью нашего процессора, приходят только некие обрывки этих знаний и мыслей. Всё вполне в соответствии с современной ситуацией, когда любой чих человека стараются отправить в облако где то у чёрта на куличках или у Гугля.

Полная версия тех обрывков знаний, которые мы считаем своими мыслями и знаниями, и которые существует в каком хорошо спрятанном и защищённом облаке, согласно терминологии Платона получила название идей. Конечно Платон этим не ограничился и дал подробную инструкцию, как и из чего состоят идеи и как все состоит в нашем мире. Что бы понять, что он был очень умный человек, к размышлениям которого стоит относится с вниманием, достаточно сказать, что тот метод, которым наука получает свои знания, целиком и полностью описал Платон как философскую методику ( диалектика это бесконечное рекурсивное приближением к истине, для тех кому интересно, почему я именно Платону приписал такую честь), к которой он добавил, что эту методику необходимо оцифровать, т.е он утверждал, что в его методике можно вместо философских категорий оперировать цифрами, и тогда это будет уже совершенное знание (эта методика в математике называется теория пределов, основа матанализа и топологии).

Первым это догадался сделать Архимед и придумал матанализ и теорию пределов - это признают все, именно так он вычислил длину окружности и т.н число "Пи".
Всё, что я сказал и про частную собственность, и про то, что научный метод придумал Платон легко прочитать самому - но об этом никто и никогда из рукопожатых людей никогда не скажет, потому думать надо своей головой.

Итак - Платон сказал, что человек многомерен, у него есть встроенные каналы связи с кучей непонятных облаков. А сто лет назад, молодой и дерзкий Гейзенберг придал математическую форму этой теории и создал квантовую механику (КМ). И никогда не скрывал, что всё именно так и обстоит - просто надо быть образованным человеком, что бы понять смысл его слов, и не бояться думать самостоятельно. Скажем, он до конца своей жизни утверждал, что Бог-а надо сделать частью физической теории точно так же, как математики сделали частью своей теории крайне противоречивое понятие множества. С точки зрения современной науки, религия всегда связана с специальным пространством - сакральным, священным. Т.е Гейзенберг всегда говорил, что в физику официально надо вводить новое и очень специфическое пространство, связанное с нашим. Он просто предлагает тайное сделать явным, назвать вещи своими именами.

Т.о и Платон, и Гейзенберг считали человека многомерным существом и вполне доходчиво объясняли почему так считают, а Гейзенберг даже слегка приоткрыл, как и на чём основана эта многомерность с научной точки зрения. Дальше физики не захотели идти, или им просто не разрешили идти в этом направлении, это уже другой вопрос.

Одним словом, любая религия считает человека многомерным существом, а физика позволяет понять, каким может быть эта многомерность, она близко подошла к этому уже 100 лет назад, но дальше не пошла. Почему не пошла дальше и есть тема, которую я пытаюсь объяснить.

Вернёмся в самое начало этой темы - к тому моменту, когда я сказал, что уничтожаются все социальные практики, составляющие существо прикладных религиозных навыков. Сейчас объясню о чём идёт речь. Ребёнок, когда рождается, не умеет даже переваривать пищу, до рождения он хоть и имел систему пищеварения, но ею не пользовался, он получал в готовом виде все необходимые питательные вещества от своей матери, к организму которой он был прямо присоединён через пуповину.
Потом ребёнок учиться ходить - осваивает ещё одну степень самостоятельности, осваивает движение. Потом учиться говорить, а потом много много лет учиться использовать свои навыки речи и самостоятельности. Именно поэтому теоретическая многомерность человека на практике означает необходимость методик тренировок этого навыка и расширение этих навыков так же, как ребёнок, а потом уже и взрослый человек всю жизнь учиться использовать навык речи. Собственно говоря, мы всю жизнь переводим информацию в речевую форму, или получаем при помощи речи то, что другие уже придумали.

Точно так же надо нарабатывать навыки быть многомерными существами - сначала надо научиться ощущать и устанавливать новый канал связи, а потом учиться использовать все его возможности. Вот это и есть задачи любой религии. Если подумать, всё в полном соответствии с определением религии по Е.А.Торчинову, о котором речь уже шла, только с переводом на технократический язык

Самое время напомнить, что моей целью не является проведение доказательства и убеждение атеиста стать религиозным человеком, целью является введение в курс вопроса, как он выглядит для религиозных людей, и в этом случае Платона и Гейзенберга более чем достаточно.



Исследование сходства между КМ и религией с большими подробностями

Этот раздел только для тех, кому интересно более подробное исследование сходства между понятиями КМ и религией, и тех, кто не боится физики. Все остальные могут сразу переходить к следующему разделу.

Я не хочу доказать, что КМ и любая религия полностью одно и тоже, я хочу сказать, что они используют схожие понятия и зависимости между сходными понятиями в этих дисциплинах тоже носят сходный характер - нас интересует структура мышления в религии и КМ, именно это является темой статьи, и потому мы немного задержимся на этом поподробнее, но мы не будем использовать ничего выходящего за рамки общеизвестного - важно, что бы это общеизвестное отражало суть вопроса, а т.к я по образованию физик то вполне представляю себе суть вопроса в КМ.

Процесс познания в рамках любой дисциплины является одним из самых принципиальных, его рассмотрение автоматически вовлекает в рассмотрение самые основные понятия. Попробуем разобраться в том, что такое познание в религии, используя особенности протекания процессов в КМ. В КМ во время эксперимента требуется наличие приборов для регистрации событий. Вместо прибора мы используем человека в качестве регистратора происходящего. В КМ такой вариант не считается познанием, т.к использование человека в качестве регистратора событий считается субъективным, но тем не менее ничто не запрещает рассматривать человека как часть некоторого физического опыта. Вот мы и воспользуемся этим правом, и посмотрим, что у нас получится, а то, что познание такого типа не будет считаться научным нас не должно волновать - религиозное познание не является научным познанием в силу многих особенностей, на которых мы не будем сейчас останавливаться.

В религии познающим субъектом является душа и её понятийный аналог в квантовой механике - система, т.к КМ вообще есть наука о системах, то что каждой физической величине соответствует система является её первейшим постулатом. Взаимодействие с ними является аналогом того, как познаёт душа. В системе нет автономных частей, соответственно два человека, став частью системы получает всё знание о ней, точно таким же способом, как связанные фотоны узнают о изменениях состояния друг друга. Сообщение о квантовых каналах связи на основе связанных фотонов слышал наверно каждый человек в наши дни. Способ которым связанные фотоны мгновенно узнают о изменениях состоянии друг друга является полным аналогом того, как человек став частью системы узнает всё, что происходит в ней. Ну и очевидно, что являясь частью системы два человека вообще разделяют все свои мысли, что и есть телепатия). Мы видим, как легко и просто получаем представлением о способе познания религии, опираясь на закономерности, выводимые из анализа сходных понятий в КМ.

Теперь уже не должно удивлять, что между основными понятиями религий и основами квантовой механики есть хорошее и принципиальное совпадение, если понимаешь суть тех понятий, которые используют эти дисциплины. В дополнение к уже проведённым аналогиям можно добавить и другие
- Взаимодействие души и тела похоже на то, как в КМ объясняют возникновение обычного макроскопического, т.е большого тела, которое в целом подчиняется классической физике, состоя, при этом, из невероятного количества мелких частиц, которые подчиняются законам КМ.
- КМ и религии дают совершенно одну и ту картину рождения мира/Вселенной, но доказательно рассказывать об этом долго и это отвлечёт нас от поставленной темы.

Что бы не делать слишком очевидным то, что КМ это математизированная религия, физики просто запретили системы, состоящие из большого числа частиц, хотя это никак из самой физики не следует.

Один пример, для иллюстрации принципа многомерности, существующего в КМ. Свойства движение квантовой частички таковы, что не поломав разум это движение можно понять, только если предполагать непрерывное перепрыгивание квантовой частички из нашего пространства в какое то другое, связанное с нашим очень особенным образом, и обратное перепрыгивание из этого связанного пространства в наше. ( я по своему образованию физик, т.ч вполне разбираюсь в вопросе ). Речь идёт о том, что если во время своего движения, квантовая частичка переместилась из точки А в точку Б, нигде в промежуточных точках эта частица не находилась.


Политический и технократический смысл одномерности человека
Обратная сторона трансгуманизма


И с этой точки зрения человеческие элиты давно разделились на тех, кто хочет создавать многомерность при помощи технических средств (рекламная сторона их активности выражена в концепции трансгуманизма), и тех, кто хочет использовать врождённые навыки (традиционные/консервативные элиты, основанные на религии). Понятно, что один из вариантов связан с большей степенью контроля над человеком сразу по двум важным причинам - контролируя методы установления и поддержания многомерности, т.е производство и свойства технических средств создания этой многомерности получаешь несравнимо больший контроль над человеком, чем при использовании врождённых свойств, т.к в этом вопросе роль религии сводится к роли учителя, а использование этих свойств и навыков каждый человек делает самостоятельно, вне какого либо контроля. Никакая религия никогда не имела столько сведений о о жизни человека, сколько сейчас имеет любой производитель телефона, без всякого зазрения шпионящий за нами 24 часа в сутки.

Кроме того, теории объясняющие многомерность примерно так же сложнее теорий, использующих одномерность, как КМ сложнее классической физики. Соответственно и навыки и мировоззрение у людей будет совершенно разным. Одномерные люди несравнимо проще, т.е по простому глупее. Их навыки думать, анализировать и находить решения будут проще - все тенденции к этому в культуре уже налицо, школа стала примитивнее, и даже эту школу уничтожают на наших глазах при помощи коронавируса. А мы ведь находимся только в начале трансформации всей культуры на рельсы одномерности, потому в массе своей теоретическая разница между одномерными и многомерными людьми пока не очень заметна, хотя все уже знают, насколько упали навыки работы с текстовой информацией у наших детей, и все понимают, что это только начало процесса.

В самом конце этого раздела я, специально для атеистов, хочу сфокусироваться на том очевидном факте, что современный мир является ареной борьбы двух вариантов реализации модели Платона. Верят атеисты Платону или нет, мы живём в мире, где, по факту, господствует его модель - канал связи важнее чем расположенность близко, который является главным принципом облаков и сбор всех сведений в Большие Данные. И это лишь часть того, чего хочет достичь трансгумманизм, хотя и непонятно, достижимо ли это в принципе. Я не нахваливаю Платона, я говорю о интеллектуальном и духовном значении его модели - трансгумманизм, во всех его аспектах является лишь попыткой реализовать эту модель в возможной полноте, с использованием технологий вместо использования естественных навыков человека.

Деградация религиозных навыков с технократической точки зрения

Связь между религией и пакетом прикладных навыков, необходимых для человеческой жизни примерно такая же, как связь между фундаментальной наукой и прикладными исследованиями и достижениями. К примеру, квантовая механика родилась без малого 100 лет назад, а частью человеческого быта стала недавно, после проведения невероятного количества крайне дорогостоящих и ресурсоёмких исследований, занявших много, очень много времени. Потеря пакета прикладных религиозных технологий означает гигантскую потерю времени на их восстановление - в благоприятных условиях. А в реальности эти знания получались от специалистов недостижимого ныне, в этих сферах, уровня, и передавались из поколение в поколение (подразумевались Будда, Лао-Цзы, Христос, Мухамед). И утрата этих навыков может оказаться вообще невосполнимой.

Попробуйте представить, что в средней школе, а вообще то с детского сада и яслей человека обучали бы основам и практическим навыкам использования квантовой механики - это было бы полным аналогом религиозного воспитания людей. Система образования и в лучше годы не справлялась и с сотой частью проблем такого уровня. Скажем в советской школе пытались объяснять теорию пределов, но её не понимали даже учителя. А ведь это только часть того материала, который необходим для научного понимания квантовой механики.

Что бы понять величину грозящей катастрофы, стоит просто понять, что как уже было сказано, что любая религия это учение сравнимое по степени используемых абстракции и понятийному аппарату с квантовой механикой, т.е любой верующий человек, даже в античности, имел структуру мышления и навыки его использования не уступающую мышлению и навыкам его использования какого нибудь выпускника физфака.

И на смену этому идёт человек, который вообще понятия не имеет о системности мышления и взаимосвязанности понятий, не имеет навыков оперирования абстрактными понятиями. Что бы представить разницу в возможностях мышления этих людей возьмите красивую картинку, и какой нибудь программой сделайте из неё пазл, т.е разрежьте на сотню картинок случайных очертаний - в линуксе это можно сделать программой палапели (palapeli), к примеру. А потом просто выбросьте 9 из 10 картинок.

Такое человечество не имеет никакого будущего кроме полного уничтожения, ввиду полной деградации, за короткое время, его невозможно будет вернуть с этой дороги обратно. Это будет полный и окончательный северный полярный лис

Современные Церкви, что в Армении, что в РФ больше похожи на общество побирающихся философов, чем на тех, кто способен чему то научить. Это следствие деградации Церкви в Романовские времена и полному закатыванию их в асфальт в советское время. От этих ударов эти Церкви так и не оправились, хотя это несложно сделать за пару поколений при мало-мальски адекватном подходе государств.


Возможные возражения атеистов

Не надо приводить в пример комиксы, в которых детям рассказывают, как кто то изобрёл что то очень крутое и получил нереальные возможности. Религия всегда связана с тем, что человека учат практически использовать существующий канал связи с сакральным облаком из скрытого пространства. Учат использовать этот канал для исцеления, учат использовать этот канал для получения информации, учат использовать этот канал для защиты.
Это сегодня в обществе христианская религия сведена к чтению текстов после столетий тотального уничтожения существующих практик, хотя у мусульман или индусов это не так, и у индусов среди грамотных людей процент использующих практические навыки своих религий довольно высок. А у мусульман очень сильны и влиятельны во всех сферах жизни суфийские ордена - умеющие в философию и различные психотехники. Клан Кадыровых в Чечне это именно суфийский клан.

Влияние христианства на общество в Европе уничтожили в 17 веке, когда с открытием Нового Света стали очевидными перспективы капитализма/рыночной экономики. Христианская этика запрещала использование банковского кредита, ссудного процента. А какой капитализм без банков ? Выпиливание влияния христианства оказалось самой кровопролитной войной в истории человечества, в среднем от 30 до половины населения было убито в результате этих войн в зависимости от региона. Речь идёт о Тридцатилетней войне, замаскированной как война между католиками и протестантами, но вся хитрость в том, что протестанты разрешали ссудный процент, а католики - нет, вот и получается Тридцатилетняя война за ссудный процент.

Но даже сегодня в христианстве существует теория и практика исихазма

Так получилось, что в качестве линейки измерения мы выбрали математику. Теоретической основной атеизма является материализм. Две важнейшие составляющие материализма могут быть оценены в нашей математической шкале - диалектика и теория познания. Диалектика, в её любой форме, что диалектика Платона, что диалектика Гегеля строго эквивалентны теории пределов матанализа, что в принципе довольно высокая оценка для концепции. Той же самой теории пределов эквивалентна теория познания любой науки. О том, что диалектика эквивалента научной теории познания речь уже шла выше.

Поэтому, умный человек, имеющий естественнонаучное или техническое образование, всегда имеет развитое мышление, вне зависимости от того, атеист он или верующий. Статья про обычное население, не получающее специальное образование, а все тенденции современной жизни, о которых шла речь, все тенденции в образовании, отсутствие приобщения к философии или религии в течении жизни приводят к тому, что новые поколения вырастает все более и более неразвитыми с точки зрения навыков мышления.

Выводы

Уничтожение связи религии с народом, её сведение к философии приводит к необратимой деградации основного населения в любой стране т.к система образования в принципе не способна давать человеку такие навыки мышления, которые ему даёт религия - она проваливает и несравнимо менее амбициозные задачи. Такая деградация за один - два поколения уничтожит прогресс, т.к критически станет не хватать людей, способных обслуживать всё более усложняющиеся современные системы. Никакой отбор не позволит выявить в раннем детстве необходимое количество способных людей, да собственно говоря никто и никогда так и не доказал, что способности ( не гениальность, а способности) это врождённое качество, а не приобретаемое в течении жизни.

Мы ведь помним, что новая связь это новое измерение и также помним пример с автономным и имеющим подключение к сети компьютером - первой новой связью для человека является семья, второй клан/рабочий коллектив, третьей страна, потом уже весь мир (в смысле вписывания в человечество), и последний в этом ряду бог. Социальные связи делают человека многомерным, но по сути своей, каждой из этих социальных реальностей соответствуют свои религиозные понятия и сущности, с которыми, в теории, можно даже устанавливать связь - т. е всем размерностям социальной жизни соответствуют свои религиозные практики.
Разве современные технологические средства не пытаются опосредовать собой каждому человеку все эти размерения социальной жизни, подменяя универсальные понятия, известные всем на правила, устанавливаемые владельцами этих технических средств ?

Каждая размерность вписывает человека в более сложную реальность, в которую он, однако, должен быть бесконфликтно интегрирован - т.е коллектив и общество становятся для человека бесконфликтной средой только если мышление человека многомерно. Поэтому есть и другое следствие уничтожения влияния религии в обществе - религии, в силу того, что учат человека быть многомерным, создают составные личности, т.е позволяют человеку относится к коллективу примерно так же, как к самому себе - фактически позволяя брать под надёжный контроль биологические инстинкты. В человеческой культуре нет других эффективных инструментов для этого. Повальное одичание общества в прямом смысле слова является неизбежным следствием исчезновения религии из общественной жизни и одномеризации человеческой личности.

Религия была частью общественной жизни в РИ, в СССР, хотя на всех предприятиях были парткомы, диалектический коммунизм (вполне приемлемая по сложности философия) , был доступен в ощущениях уже только для малой части обычного народа, для всех остальных он был примерно как комикс - где то перед глазами, но не внутри сознания, не внутри личности, не требовал работы, не был инструментом изменения личности. Никто и никогда не обучал марксизму сразу после рождения

Но после СССР всё стало на порядок хуже - религия, в силу того, что Церковь (после увечий полученных в атеистическом обществе) не в состоянии выполнять свои функции, не вошла в общественный обиход в том же качестве, в каком она была до 1917г, а коммунизм/марксизм/диамат с компартией уже исчез. Основная масса народа не обучается навыкам мышления необходимого уровня никем и ничем.

Неспособность людей создавать, развивать и использовать мировоззрение, связывать его с реальной жизнью, при амбициозной  уверенности людей в том, что у них есть мировоззрение и они им пользуются, создаёт серьёзнейшие проблемы в политической и общественной структуре, создавая почву для манипуляции, безответственности и непримиримости друг к другу, неспособности объединяться в реально трудную минуту, если эта ситуация находится за границами культурных стереотипов.

Это следствие того, что сегодня народ с требуемой глубиной реально не знаком ни с одним мировоззрением, и потому не в состоянии самостоятельно обдумать сложившуюся ситуацию и найти выход. А почему у народа нет мировоззрения и навыков мышления и было темой статьи.

Научное образование даже для грамотных людей эту проблему не решает - что бы самостоятельно разобраться в хитросплетениях общественной жизни надо знать на хорошем уровне с десяток гуманитарных дисциплин, хотя в теории, для людей с высшим образованием этот вопрос решить можно.

Одним словом, в качестве инструмента системного мышления и инструмента для обуздания собственных разрушительных биологических инстинктов для обычного народа религия незаменима. Без такого инструмента общество обречено на тотальную деградацию на протяжении жизни нескольких поколений и на тотальное одичание. Комбинация тотальной деградации и тотального одичания это страшная сила - в прямом и переносном смысле слова.

Выход

Необходимо собирать и тщательно описывать все существующие религиозные технологии и их существование и воспроизводство в социуме во всей их полноте, что бы в случае необходимости по этим записям и описаниям можно было их воссоздать. Необходимо координировать и суммировать усилия людей, занимающихся этой деятельностью.
По сути это дублирование функции Церкви и её перевод учений на некий технократический язык, это похоже на то, чем заняты этнографы, с тем отличием, что надо записывать знания и навыки, методики позволяющие эти навыки воспроизводить

- Да прибудет с нами сила !


;-)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments